
Иванов С.А., Костин Г.А.
Приоритеты формирования кадрового потенциала инновационной экономики регионов России
Экономика и управление. 2015, № 5 (115). С. 17-23.
В статье представлены результаты исследования проблем формирования человеческого капитала для инновационной экономики, факторов, тормозящих вовлечение выпускников вузов в инновационную сферу. Приведены данные о динамике экономической активности населения в Северо-Западном федеральном округе. На примере Санкт-Петербурга показано несоответствие структуры подготовки кадров потребностям экономики, приведены данные о направлениях распределения выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования. Представлены рекомендации по формированию у молодежи установки на получение востребованных специальностей и работу в организациях научно-инновационной сферы.
УДК 331.5:314.15
Иванов Сергей Анатольевич
заведующий лабораторией ИПРЭ РАН, ведущий научный сотрудник СПбГУ, д.э.н., доцент
Костин Геннадий Александрович
проректор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, д.т.н., доцент
Приоритеты формирования кадрового потенциала инновационной экономики регионов России
Самой острой проблемой экономики регионов России и страны в целом была и остается кадровая проблема. Тезис о нехватке квалифицированных кадров как о главной проблеме российского бизнеса еще раз подтвержден в последнем аналитическом докладе Российского союза промышленников и предпринимателей «О состоянии делового климата в России в 2010-2013 годах» [1, 29].
Однако надо заметить, что профессионально-квалификационные характеристики – это еще не все, что требуется от современного работника. По мнению многих работодателей для современной инновационной экономики не менее важны т.н. функциональные навыки (умение планировать свою деятельность, работать в команде и пр.), а также социальные компетенции. Иными словами, для экономики важно все то, что образует профессиональную составляющую человеческого капитала, обеспечивающую его конкурентоспособность на рынке труда. Не случайно в Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] именно развитие человеческого капитала обозначено в качестве одного из главных приоритетов, а в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года [3] приведен даже перечень компетенций, которыми должен обладать современный работник.
Обстоятельное исследование, проведенное в 2011 г. ИПРЭ РАН в форме экспертного опроса, показало, что сегодня одним из главных недостатков действующих работников является не нехватка профессиональных знаний и умений, а, действительно, неразвитость отдельных, условно говоря, инновационных свойств человеческого капитала.
Так, например, по-прежнему многие люди избирают для себя позицию: «мне проще быть исполнителями, чем предлагать и отстаивать собственные идеи» [4, 103]. Три четверти экспертов признали факт неготовности по разным причинам работников к проявлению инициативы, участию в инновационной деятельности, даже в том случае, если они обладают для этого необходимыми способностями, профессиональными знаниями (76,3%). Не менее существенным недостатком современного человеческого капитала, является, также то, что у многих людей отсутствует потребность стремиться к новому, создавать новое качество (74,2 %) (Рисунок 1).
Однако причиной кадрового дефицита новой экономики является не только недостаточная развитость свойств у работников, мешающая им эффективно трудиться в инновационных компаниях. Сами эти организации далеко не всегда создают условия, мотивирующие работать в них.
Рисунок 1 - Мнение экспертов о том, в чем заключаются основные недостатки человеческого капитала, что мешает людям быть более работоспособными, инициативными, творческими (сумма «согласных» и «скорее согласных» с данным суждением)
В рамках исследования кадровых проблем новой экономики, проведенного под научным руководством автора в 2013 г. Ресурсным центром «Центр социологических и Интернет-исследований» СПбГУ, выпускникам вузов Санкт-Петербурга был задан вопрос о том, какие, на их взгляд, причины тормозят сегодня вовлечение молодежи в инновационную сферу.
Распределение ответов на этот вопрос представлено ниже [5, 39] (Рисунок 2).
1 низкий уровень заработной платы
2 неясность перспектив и возможностей карьерного роста
3 плохие условия для научной, инновационной деятельности (нет современного оборудования и пр.)
4 отсутствие социальных пакетов, сложности с решением жилищной проблемы
5 отсутствие интереса к научной, инновационной деятельности
6 проблемы с повышением квалификации (обучение, стажировки и пр.)
7 непрестижность работы в данной сфере
8 отсутствие у молодежи социальных компетенций, личной коммуникабельности
9 сложные отношения в современных научных коллективах, отсутствие творческой атмосферы
10 другой ответ
Рисунок 2 – Ранжированный рейтинг проблем, тормозящих вовлечение выпускников вузов в инновационную сферу (удельный вес ответов респондентов, %)
Как видим, на первые позиции выдвинулась проблема оплаты труда в научно-инновационной сфере. Действительно, научно-инновационная сфера, особенно сфера фундаментальной науки, не может похвастаться высокой оплатой труда своих работников, по сравнению, например, со сферой управления, финансов, рекламной деятельностью и пр.
Однако помимо оплаты труда важным фактором является профессиональный и карьерный рост, возможности самореализации.
Более половины опрошенных (52.2 %) считают, что переход их на работу в научно-инновационную сферу тормозит неясность перспектив и возможностей карьерного роста.
Эти факторы дополняются еще рядом других, также связанных, прежде всего, со сложившимся имиджем научно-инновационной сферы. Речь идет о том, что в представлениях молодежи в организациях научно-инновационной сферы нет необходимых условий для научной, инновационной деятельности (нет современного оборудования и пр.), отсутствуют социальные пакеты и пр.
В то же время следует отметить то, что достаточно большая доля выпускников вузов в принципе не настроена на работу в научно-инновационной сфере. Около трети опрошенных заявили, что у них просто отсутствует интерес к научной, инновационной деятельности.
Вообще говоря, проблема отсутствия интереса к научной, инновационной деятельности является, на наш взгляд, частью общей проблемы снижения экономической активности населения, в том числе молодежи.
Анализ динамики уровня экономической активности населения, например, в Северо-Западном федеральном округе, свидетельствует о том, что этот уровень снижается, причем как в городских, так и сельских поселениях (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика уровня экономической активности населения в СЗФО (в т.ч. в городских и сельских поселениях)
Источник: Госкомстат России Обследование населения по проблемам занятости 2002-2014гг. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_30/Main.htm
Вероятно, есть самые разные факторы снижения экономической активности населения: с одной стороны - отчаяние найти подходящую работу, отсутствие в своем населенном пункте вообще какой бы то ни было работы, с другой – возможность у кого-то в принципе не работать, живя за счет средств семьи или на другие доходы.
В какой-то мере снижению экономической активности способствует сложившийся и постоянно воспроизводимый дисбаланс спроса и предложения на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе. Свой вклад в воспроизводство этого дисбаланса вносит и система профессионального образования, что хорошо видно на примере Санкт-Петербурга.
Так, почти половину (49,7%) всего выпуска в 2013 г. специалистов государственными образовательными организациями высшего образования Санкт-Петербурга составили прошедшие обучение по двум группам специальностей: «Экономика и управление» (33,2%) и «Гуманитарные науки» (16,5%) (Таблица 1).
Таблица 1 – Динамика выпуска специалистов государственными образовательными организациями высшего образования Санкт-Петербурга по группам специальностей, чел.
Наименование групп специальностей |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего |
65345 |
64241 |
55875 |
физико-математические науки |
491 |
494 |
405 |
естественные науки |
648 |
627 |
516 |
гуманитарные науки |
10215 |
10442 |
9243 |
социальные науки |
779 |
692 |
494 |
образование и педагогика |
2598 |
2420 |
1939 |
здравоохранение |
2264 |
2276 |
2228 |
культура и искусство |
2563 |
2467 |
2565 |
экономика и управление |
23847 |
22107 |
18564 |
информационная безопасность |
310 |
475 |
356 |
сфера обслуживания |
2009 |
1977 |
1811 |
сельское и рыбное хозяйство |
823 |
827 |
768 |
геодезия и землеустройство |
189 |
173 |
166 |
геология, разведка и разработка полезных ископаемых |
498 |
474 |
448 |
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
1307 |
1563 |
1245 |
металлургия, машиностроение и материалообработка |
1452 |
1349 |
1119 |
морская техника |
1100 |
948 |
844 |
транспортные средства |
2358 |
2477 |
2385 |
приборостроение и оптотехника |
854 |
709 |
524 |
электронная техника, радиотехника и связь |
1593 |
1321 |
1204 |
автоматика и управление |
1149 |
1339 |
937 |
информатика и вычислительная техника |
1649 |
1766 |
1450 |
химическая и биотехнологии |
1052 |
895 |
835 |
воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
718 |
670 |
680 |
технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
1099 |
1078 |
1019 |
архитектура и строительство |
1778 |
2142 |
1906 |
безопасность жизнедеятельности, природо-обустройство и защита окружающей среды |
1253 |
1694 |
1422 |
Источник: Здравоохранение, образование, культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2013 году. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2014. ‑163 с.
В то же время, доля выпускников вузов по многих актуальным и востребованным экономикой города специальностям остается на крайне низком уровне.
Например, удельный вес выпускников по специальности «Автоматика и управление» составила в 2013 г. – 1,7%, по специальности «Химическая и биотехнологии» - 1,5%, по специальности «Приборостроение и оптотехника» - 0,9%, по специальности «Информационная безопасность» - 0,6% от общего числа выпускников государственных образовательных организаций высшего образования Санкт-Петербурга по группам специальностей.
Дисбаланс профессионально-квалификационной структуры спроса и предложений на рынке труда Санкт-Петербурга, «перевыпуск» специалистов с высшим образованием по ряду специальностям обусловливают проблемы трудоустройства выпускников вузов города, в том числе прошедших подготовку по очной форме обучения (Таблица 2).
Таблица 2 – Распределение выпускников очной формы обучения государственных образовательных организаций высшего образования Санкт-Петербурга
Способы трудоустройства |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
получили направления на работу |
% |
36,1 |
35,6 |
36,0 |
не получили направления на работу |
% |
9,4 |
7,5 |
13,6 |
самостоятельное трудоустройство |
% |
33,7 |
32,7 |
25,1 |
продолжили обучение на следующем уровне по дневной форме обучения |
% |
18,6 |
22,0 |
22,7 |
Источник: Здравоохранение, образование, культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2013 году. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2014. ‑163 с.
Как видно из данных, приведенных в таблице 2, доля выпускников очной формы обучения государственных вузов Санкт-Петербурга, не получивших направления на работу, выросла за последние три года (2011-2013 гг.) почти в полтора раза: с 9,4% до 13,6%.
Во многом схожая ситуация наблюдается и в части подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Доля выпускников учреждений среднего профессионального образования, подготовленных по таким группам специальности как «гуманитарные науки», «образование и педагогика», «здравоохранение», «культура и искусство», «экономика и управление», «сфера обслуживания» составила в 2013 г. 60,6% от общего объема выпуска (Таблица 3).
Таблица 3 – Динамика выпуска специалистов государственными образовательными организациями среднего профессионального образования Санкт-Петербурга по группам специальностей, чел.
Наименование групп специальностей |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего |
15372 |
14556 |
13216 |
гуманитарные науки |
1212 |
1231 |
865 |
образование и педагогика |
1214 |
1068 |
1129 |
здравоохранение |
2009 |
1781 |
1566 |
культура и искусство |
647 |
692 |
665 |
экономика и управление |
3448 |
3038 |
2289 |
сфера обслуживания |
1604 |
1527 |
1498 |
геодезия и землеустройство |
88 |
116 |
146 |
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
227 |
213 |
144 |
металлургия, машиностроение и материалообработка |
414 |
423 |
372 |
морская техника |
178 |
178 |
263 |
транспортные средства |
1014 |
1124 |
1038 |
приборостроение и оптотехника |
103 |
85 |
87 |
электронная техника, радиотехника и связь |
301 |
282 |
263 |
автоматика и управление |
210 |
190 |
204 |
информатика и вычислительная техника |
921 |
746 |
778 |
химическая и биотехнологии |
54 |
87 |
63 |
воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
124 |
111 |
125 |
технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
652 |
677 |
644 |
архитектура и строительство |
776 |
803 |
739 |
другие |
176 |
184 |
338 |
Источник: Здравоохранение, образование, культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2013 году. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2014. ‑163 с.
Вместе с тем, надо отметить, что в системе среднего профессионального образования доля выпускников, не получающих направлений на работу, значительно меньше, чем среди заканчивающих обучение в вузах, к тому же в СПО она снижается.
Так, если в 2011 г. удельный вес выпускников учреждений среднего профессионального образования Санкт-Петербурга составлял 9,2%, то к 2013 г. он снизился в два с половиной раза, составив лишь 3,7%. При этом отмечен заметный рост доли тех выпускников, кто покидает образовательные учреждения, имея на руках направления на конкретные предприятия (Таблица 4).
Таблица 4 – Структура распределения выпускников очной формы обучения государственных образовательных организаций среднего профессионального образования Санкт-Петербурга
Способы трудоустройства |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
получили направления на работу |
% |
20,5 |
29,2 |
33,0 |
не получили направления на работу |
% |
9,2 |
8,8 |
3,7 |
самостоятельное трудоустройство |
% |
39,1 |
31,5 |
34,7 |
продолжили обучение на следующем уровне по дневной форме обучения |
% |
22,7 |
21,7 |
18,7 |
Источник: Здравоохранение, образование, культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2013 году. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2014. ‑163 с.
Как решить проблемы несоответствия структуры и профилей подготовки кадров структуре востребованных специальностей, как мотивировать студентов к приобретению необходимых для экономики профессией, как формировать у выпускников вузов, учреждений среднего профессионального образования установку на работу в научно-инновационной сфере? Ответы на эти вопросы самих недавних выпускников вузов говорят о том, что решение этой проблемы лежит на путях развития более тесных связей образовательных учреждений с научно-инновационной сферой, через формирование инновационной инфраструктуры самих вузов (Рисунок 3).
Как можно видеть из данных, приведенных на рисунке 4, для развития интереса к инновационной деятельности, формирования способностей и готовности работать после окончания вуза в организациях научно-инновационной сферы, необходимо серьезно изменить структуру образовательного процесса. Вектор изменения – увеличение практических занятий, работа по реализации реальных инновационных проектов, желательно на самих предприятиях, но также и в вузе на базе хозяйственных обществ (малых инновационных предприятий – далее МИПов).
Одной из моделей образовательного процесса, особенно для студентов старших курсов, может стать организация дуальной системы подготовки кадров по типу немецкой или той, что осуществлялась в системе ВТУЗов в СССР. В любом случае, это должен быть процесс обучения, совмещенный с развитием практических умения, навыков, которые успешнее всего формируются в реально работающих коллективах.
1 Временное трудоустройство студентов (3-4 курсов) на партнерские предприятия по договору
2 Привлечение студентов к работе в малых инновационных предприятиях, создаваемых на базе вузов
3 Введение дуальной системы подготовки, чередующей обучение с работой по специальности (по примеру Германии или втузов в СССР)
4 Более тесное знакомство студентов/выпускников и предприятий в период прохождения производственной и преддипломной практики
5 Привлечение студентов к исследованиям через получение/ предоставление грантов исследовательского характера по профилю подготовки
6 Вовлечение студентов в работу временных трудовых коллективов, создаваемых для решения конкретных научно-исследовательских проблем
7 Открытие при вузах инновационных бизнес инкубаторов, технопарков и т.п.
8 Привлечение студентов к участию в научных студенческих конференциях по профилю подготовки
9 Привлечение студентов к работе студенческих научных обществах (СНО)
10 другой ответ
Рисунок 4 – Ранжированный ряд ответов на вопрос о том, каковы пути вовлечения выпускников вузов в научно-инновационную сферу, %
В целом, можно сказать, что, с одной стороны, система высшего профессионального образования нашей страны нуждается в продолжении модернизационного процесса, с другой стороны – на предприятиях, в организациях научно-инновационной сферы необходимо создать более привлекательные условия для молодых специалистов.
Одновременно сами будущие выпускники должны приложить усилия по развитию у себя инновационных компетенций, стать более креативными, ответственными, коммуникабельными, что также немаловажно для работы на современных производствах, в инновационных компаниях.
Литература
-
О состоянии делового климата в России в 2010-2013 годах. Доклад // РСПП. Москва. Март 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/0/5/052e120269d00aa294ee8c2aa1c311df.pdf
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
-
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
-
Человеческий потенциал для инновационной экономики / Под ред. д.э.н. Иванова С.А.; ИПРЭ РАН. – СПб, 2011.
-
Иванов С.А., Снопова С.М., Кадровый потенциал инновационной сферы в условиях трансформации социально-экономического пространства регионов России. В кн. Перспективы развития России и Германии как членов ВТО. Сб. научных статей / Под ред. Л.П.Совершаевой. СПб.: ГУАП, 2013. с. 38-40.
-
Госкомстат России Обследование населения по проблемам занятости 2002-2014гг. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_30/Main.htm.
-
Здравоохранение, образование, культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2013 году. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2014. 163 с.