Тематический ландшафт бот-пространства социальной сети "ВКонтакте"

Василькова В.В., Легостаева Н.И., Радушевский В.Б.

Тематический ландшафт бот-пространства социальной сети "ВКонтакте"

// Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. XXII. №4. С. 202-245.

Авторы предлагают рассматривать феномен социальных ботов не просто как одну из новейших манипулятивных технологий, но более масштабно как новую коммуникативную технологию информационного влияния в пространстве социальных сетей, что предполагает выход на новый уровень исследования анализ тематического разнообразия ботов в онлайн-сетевом пространстве, отражающего стремление различных социальных акторов к экспансии своих интересов. Такой подход реализуется в авторском исследовании, посвященном выявлению и анализу бот-сетей различной тематической направленности в информационном пространстве российской социальной сети «ВКонтакте». Дано описание разработанной авторами методики выявления ботнетов, фиксируемых в определенный период времени (февраль и октябрь 2018 г.). Выявлены зоны наиболее интенсивного применения бот-технологий в данной сети. Охарактеризованы структурные и функциональные особенности социальных ботов в различных тематических областях.

Авторская методика позволила в заданный период обнаружить 42 ботнета, среди которых был выделен топ-10 ботнетов по максимальному количеству текстов в конкретном кластере текстов за определенный период, что позволило выявить зоны наиболее интенсивного использования бот-технологий. Данные ботнеты располагались в трех тематических областях политической, маркетинговой, социального активизма. Причем в различных тематических областях ботнеты осуществляют различные функции: политические боты информирования и мобилизации; маркетинговые информирования, PR, привлечения клиентов; боты, связанные с гражданским активизмом, информирование, мобилизация, обеспечение информационной прозрачности, гражданский контроль за чиновниками. Было зафиксировано наличие различных субъектов, действующих в бот-пространстве рассматриваемой социальной сети: бот-технологии актуальны для политических партий, различных компаний и организаций, групп гражданских активистов и т.д. Делается вывод об ограничениях и перспективах используемых в исследовании методик и их результатов для дальнейшего изучения бот-пространства онлайн социальных сетей.

Исследование проводилось с использованием оборудования Ресурсного центра «Центр социологических и интернет-исследований».

Полный текст статьи в PDF

Print