Методика сравнения сетевых сообществ социальных сетей: МИД РФ и МИД ФРГ в социальной сети "Facebook"

Дата публикации:

Социальная сеть "Facebook" включает в себя пользователей и страницы различных организаций, связанных между собой сетевым образом. Каким образом выстроена коммуникация страниц организаций и пользователей? Как ведут себя пользователи Facebook? Можно ли определить сообщество "постоянных заинтересованных" пользователей и совокупность пользователей, внимание которых к публикациям той или иной страницы носит случайный характер? Какова реакция пользователей на те или иные публикации? Каковы отличия целевых аудиторий организаций в сети Facebook?

Ниже представлена одна из методик, позволяющих ответить на данные вопросы. Мы представим вашему вниманию ресурсы, находящиеся в свободном доступе и позволяющие осуществить сбор и анализ информации социальной сети Facebook. Методика позволяет сравнить сетевые сообщества между собой. С некоторыми изменениями данная методика может быть применена к сетевым сообществам любых социальных сетей в Интернете. В данной методике использованы следующие программные ресурсы: Netvizz, Tableau, Gephi

В качестве примера мы возьмем сетевые сообщества официальных страниц МИД Российской Федерации (https://www.facebook.com/MIDRussia) и МИД Федеративной Республики Германия (https://www.facebook.com/AuswaertigesAmt) в социальной сети "Facebook".

Одним из наиболее удобных приложений для сбора и анализа информации из Facebook является приложение Netvizz* (https://apps.facebook.com/netvizz/).

1. Для сбора и анализа данных Вам понадобится регистрация в социальной сети Facebook. После регистрации перейдите на страницу приложения. Вы увидите шесть методов сбора информации, нас интересует сбор данных страниц (Page data), так как в нашем примере официальные страницы МИД РФ и МИД ФРГ зарегистрированы в сети Facebook в качестве страниц (page).



2. Выберите "Page data". Если появляется диалоговое окно "The app has not been intalled yet", нажмите "Install" и обновите страницу.
На странице Page data вам предложено ввести номер страницы (page id, его посмотреть можно здесь http://lookup-id.com/, введите в строку веб-адрес страницы). Также вам предложено выбрать количество анализируемых публикаций (data scope): введите либо количество публикаций, максимум 999, либо обозначьте период времени, приложение соберет данные о публикациях, сделанных в течение указанного периода. Также выберете, какую именно информацию необходимо собрать: общие данные о публикациях (post statistics only), общие данные о публикациях и 200 самых популярных комментариев по каждой публикации (post statistics and 200 top ranked comments per post), все данные о публикациях и все комментарии (full data). Чуть ниже определите, стоит ли собирать данные о публикациях от конкретной страницы (post by page only) или от страницы и пользователей (posts by page and users). В нашем примере официальные страницы министерств иностранных дел сами публикуют материалы, в иных случаях страницы позволяют делать публикации самим пользователям. 

Соберем публикации МИД РФ в период с 14 августа 2017 г. по 20 августа 2017 г. Выберем в качестве типа извлекаемой информации - полные данные (full data) для сбора статистической информации и построения сети пользователей, комментирующих или оценивающих публикации. Нас интересуют публикации от страниц (post by page only).



В случае со страницей МИД РФ с учетом заданных параметров приложение собрало данные о 120 публикациях за указанный период. 3643 пользователя оценили или прокомментировали 120 публикаций 9816 раз. Как результат, приложение предлагает скачать 5 файлов в архиве. Скачиваем архив, распаковываем. Файлы содержат следующие данные:
- page_264205757012206_2017_08_23_16_18_26.gdf - сеть публикаций и пользователей, оценивших или прокомментировавших публикации;
- page_264205757012206_2017_08_23_16_18_26_fanspercountry.tab - количество пользователей по странам;
- page_264205757012206_2017_08_23_16_18_26_fullstats.tab - общие статистические показатели;
- page_264205757012206_2017_08_23_16_18_26_comments.tab - статистические показатели комментариев;
- page_264205757012206_2017_08_23_16_18_26_statsperday.tab - статистические показатели по дням.



3. Повторим ту же последовательность действий для страницы МИД ФРГ. За тот же период времени страница МИД ФРГ опубликовала 12 публикаций, которые 2963 пользователей оценили или прокомментировали 4464 раз.



4. Сравним статистические показатели. Выходные данные можно обработать в Excel или Tableau.

Ниже вы видите результат обработки двух файлов с данными о количестве пользователей анализируемых странц по странам. Данные обработаны в Tableau. Размер круга зависит от количества подписчиков, если вы наведете курсор на круг - увидите символическое название страны и точное количество подписчиков. Наведите курсор на изображение и покрутите колесико: вы можете увеличить картинку. В случае необходимости подробной статистической обработки и визуализации данных - обратитесь за помощью к специалистам РЦ "Центр социологических и Интернет исследований".

 

5. Подобным образом вы можете обработать файлы, содержащие полную информацию об извлеченных публикациях. Для этого вам понадобится извлеченный файл "...fullstats.tab". Файл содержит информацию о тексте и дате публикации, авторе публикации, типе публикации (текст, фото, видео), количестве полученных "лайков" и комментариев и т. д. В Tableau "сырой" файл должен выглядеть приблизительно так, как показано на рисунке ниже.

 

 

В нашем примере из 120 публикаций страницы МИД РФ 94 публикации - публикации типа "фото". Эта общий тренд страниц социальных сетей - картинка запоминается и быстро "читается". Наибольшее количество публикаций - 31 - опубликовано в пятницу 18 августа 2017 г. Наибольшее количество комментариев - 434 на 20 публикаций - получено во вторник 15 августа 2017 г. Наибольшее количество "злых" реакций (тип "angry")  - 43 на 25 публикаций - получено 17 августа 2017 г. Повышенное количество отрицательных оценок относится к публикации о террористическом акте в Барселоне 17 августа с. г. В тот же день получено и максимальное (по дням) количество лайков - 1751 на 25 публикаций. Файл "...fullstats.tab" также содержит информацию о тексте публикации, сразу заметно, что наибольшее количество реакций пользователей получают публикации, посвященные истории России. 

Файл "...statsperday.tab" полезен для общего обзора статистических показателей по дням. На визуализации ниже видно, как показатели различаются. Сразу заметно, что у страницы МИД РФ значительно меньше публикаций в субботу и совсем нет публикаций в воскресенье. Страница МИД ФРГ продолжает публиковать и в субботу, и воскресенье, причем количество публикаций не отличается (пускай в данной выборке у страницы МИД ФРГ всего 12 публикаций). Остается узнать уже при помощи других методов сбора информации, доплачивают ли сотрудникам МИД ФРГ за работу в выходные дни, устанавливают ли заблаговременно сотрудники МИД ФРГ дату публикации на Facebook на субботу и воскресенье, обновляется ли страница сторонней компанией или частным лицом. Очевидно, что "подход выходного дня" отличается, как и "подход в целом". Вы можете убедиться в этом, взглянув на сравнительный анализ количественных показателей публикаций ниже (обработано в Tableau). 

 

6. Для построения сетей страниц нам понадобятся выкачанные файлы формата ".gdf". Данные файлы содержат информацию, позволяющую построить двудольный граф сети. Двудольным он называется, поскольку узлы в сети двух типов: один - для публикаций, второй - для пользователей. Узлы обладают связью в том случае, если пользователь отреагировал или прокомментировал публикацию. Мы видим, какие публикации получили больше реакций от пользователей, а какие - меньше. Файл обработан в Gephi. Пример ниже демонстрирует популярность публикаций страницы МИД ФРГ в зависимости от количества реакций (комментариев и лайков в совокупности). Синим цветом изображены публикации, красным - пользователи. Чем больше размер публикации - тем больше количество реакций. Наибольшее внимание подписчиков получила публикация от 17 августа с. г. о соболезнованиях министра иностранных дел Германии жертвам теракта в Барселоны и их близким (публикация "Außenminister Sigmar Gabriel erklärte heute: Ich bin tief erschüttert..."). На картинке чуть ниже мы видим, что соответствующая публикация страницы МИД РФ с соболезнованиями жертвам теракта и их близким также получила значитальное внимание подписчиков (публикация "Решительно осуждаем теракт в #Barcelona...").

 

Визуализация сети публикаций и подписчиков страницы МИД ФРГ в Facebook за период с 14.08.2017 по 20.08.2017: размер узла прямо пропорционален количеству полученных оценок и комментариев подписчиков

 

 

Визуализация сети публикаций и подписчиков страницы МИД РФ в Facebook за период с 14.08.2017 по 20.08.2017: размер узла прямо пропорционален количеству полученных оценок и комментариев подписчиков

 

 

7. Сравним при помощи метода сетевого анализа сети двух страниц. В Gephi отсортируем пользователей, которые отреагировали больше, чем на четверь публикаций. Мы получим наиболее вероятно тех, кто постоянно лайкает или комментирует анализируемые публикации. Они будут в центре сети. Так, в случае со страницей МИД ФРГ - таких пользователей будет 225, что составляет 7,56% от всех пользователей анализируемой сети. В случае со страницей МИД РФ таких пользователей 34 или 0,9% от всех пользователей анализируемой сети. Первая картинка ниже получилась в результате обработки данных сети страницы МИД ФРГ. На картинке ниже разноцветные круги разного размера в центре сети - это и есть те "наиболее активные" постоянные подписчики. Вторая картинка ниже - результат обработки сети страницы МИД РФ. На ней серым цветом выделены подстоянные подписчики страницы МИД РФ. Относительно высокое количество "постоянных" подписчиков страницы МИД ФРГ обусловлено невысокой частотой публикаций - всего 12 публикаций за неделю. В то же время высокая частота публикаций страницы МИД РФ обеспечивает относительно низкое количество "постоянных" подписчиков, однако, повышает общее количество подписчиков. Кроме этого, "постоянные" подписчики страницы МИД РФ попали в эту категорию, поскольку отрегировали на 28 публикаций и более, тогда как "постоянные" подписчики МИД ФРГ отреагировали лишь на три публикации и более. 

 

Визуализация сети публикаций и подписчиков страницы МИД ФРГ в Facebook за период с 14.08.2017 по 20.08.2017: размер узла прямо пропорционален количеству оценок и комментариев, отправленных подписчиками

 

Визуализация сети публикаций и подписчиков страницы МИД РФ в Facebook за период с 14.08.2017 по 20.08.2017: размер узла прямо пропорционален количеству оценок и комментариев, отправленных подписчиками

 

Надеемся, что данная методика послужит подспорьем в ваших научных исследованиях. Полноценную консультацию по использованию метода анализа социальных сетей и статистической обработке Интернет данных вы можете получить у специалистов РЦ "Центр социологических и Интернет исследований". Для этого вам необходимо будет подать заявку на проведение исследования на базе РЦ "Центр социологических и Интернет исследований". Процедура подачи заявки находится здесь: https://rcsoc.spbu.ru/

Будем рады предложениям, касающимся данного раздела: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ждем ваших заявок! Успехов!

 

 Литература

  • B. Rieder (2013). Studying Facebook via data extraction: the Netvizz application. In WebSci '13 Proceedings of the 5th Annual ACM Web Science Conference (pp. 346-355). New York: ACM. URL: http://thepoliticsofsystems.net/permafiles/rieder_websci.pdf, дата обращения 23 августа 2017 г.

Печать