Центр социологических и интернет-исследований СПбГУ представляет результаты опроса жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Для улучшения знаний российских школьников в области русского языка, по мнению жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, государству в первую очередь следует повысить качество подготовки учителей в педагогических вузах страны. Это мнение разделяют 75,8% и 67,4% соответственно. За разработку единого учебника по русскому языку, созданного совместными усилиями лучших учителей, выступает более половины петербуржцев (57,7%) и 51,4% опрошенных в Ленинградской области. Другим возможным решением выступает увеличение количества часов, отведенных в школе на преподавание русского языка. Это направление работы считают важным 56,1% респондентов в Петербурге и 48,0% — в Ленинградской области.
Большая часть опрошенных не знает, что в Министерстве образования и науки РФ по инициативе депутатов Госдумы прорабатывается вопрос о создании единого учебника по русскому языку. Лишь 22,7% петербуржцев и 22,8% опрошенных в области слышали про эту инициативу.
Создание такого учебника, по мнению респондентов, вызвано необходимостью введения единых стандартов преподавания русского языка на всей территории России. Такое мнение высказало большинство опрошенных в Петербурге (60,4%) и 49,5% - в Ленинградской области. Среди других целей создания единого учебника отмечались: повышение качества знаний учащихся по русскому языку (48,6% опрошенных в СПб и 42,0% - в ЛО), защита русского языка от «засорения» иностранными терминами (38,3% и 39,8% соответственно), а также предоставления учителям современного учебника для облегчения преподавания (35,4% и 32,9% соответственно).
Главной задачей единого учебника по русскому языку жители Петербурга и Ленинградской области считают развитие культуры устной и письменной речи и навыков культурного общения. Такое мнение высказали 28,3% опрошенных в Санкт-Петербурге и 26,4% респондентов из Ленинградской области.
Учебник русского языка должен быть един для всех регионов страны и утвержден на федеральном уровне. Так считает половина опрошенных (50,2%) петербуржцев и 55,2% жителей области.
Большинство опрошенных придерживается мнения, что современный учебник по русскому языку должен издаваться в традиционном бумажном формате, одной книгой. 53,3% опрошенных в Санкт-Петербурге и 58,0% в Ленинградской области высказали такое мнение. Учебник, распространяемый в электронном виде, интересен менее, чем десятой части опрошенных (9,4% и 8,3% соответственно).
Основными приемами, которые могут повысить качество учебника, жители Петербурга и Ленинградской области назвали обращение к текстам классической литературы в поисках примеров. 70,7% опрошенных в Санкт-Петербурге и 64,0% респондентов из Ленинградской области выбрали этот вариант ответа.
При ответе на вопрос, что важнее для лучшего освоения учащимся русского языка: хороший учебник или хорошо подготовленный учитель, опрошенные сходятся во мнении, что оба важны одинаково. Так считают 52,8% респондентов в Санкт-Петербурге и 49,7% - в Ленинградской области. Немногим меньшее число жителей Петербурга и Ленинградской области (42,8% и 44,7% соответственно) считают, что хороший педагог важнее качественного учебника.
Телефонный опроса жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области был проведен в период с 01 по 20 августа 2014 года. Исследование выполнено Ресурсным центром «Центр социологических и Интернет исследований» Санкт-Петербургского государственного университета на системе «CATI».
Генеральной совокупностью для данного исследования являлось взрослое (18 лет и старше) население Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Метод опроса – личное стандартизированное интервью. Количество опрошенных составило 2400 респондентов, по 1200 в каждом регионе опроса. Выборка квотная. Контролируемые параметры пол, возраст, образование, район проживания.
Вопрос: Что должно сделать государство для улучшения знаний российских школьников русского языка?
Санкт-Петербург | Ленинградская область | |
---|---|---|
Повысить качество подготовки учителей в педагогических вузах страны | 75,8 | 67,4 |
Разработать совместными усилиями лучших учителей единый учебник по русскому языку | 57,7 | 51,4 |
Увеличить количество часов, отведенных на преподавание в школе русского языка | 56,1 | 48,0 |
Внедрять современные технологии, авторские методики обручения | 31,6 | 30,9 |
Другой вариант ответа | 8,1 | 7,3 |
Ничего не надо делать | 0,2 | 0,9 |
Затрудняюсь ответить | 1,9 | 0,9 |
Вопрос: Знаете ли Вы, что в Министерстве образования и науки РФ по инициативе депутатов Госдумы прорабатывается вопрос о создании единого учебника по русскому языку?
Санкт-Петербург | Ленинградская область | |
---|---|---|
Да, знаю | 22,7 | 22,8 |
Нет, не знаю | 77,0 | 76,6 |
Затрудняюсь ответить | 0,4 | 0,6 |
Вопрос: Как Вы думаете, почему возникло предложение создать единый учебник по русскому языку, какие цели преследуются созданием такого учебника?
Варианты ответов зачитывались, респондент мог выбрать не более 3-х вариантов
Санкт-Петербург | Ленинградская область | |
---|---|---|
Обеспечить единые стандарты преподавания русского языка на всей территории страны | 60,4 | 49,5 |
Повысить качество знаний учащихся по русскому языку | 48,6 | 42,0 |
Защитить русский язык, препятствовать его «засорению» иностранными терминами | 38,3 | 39,8 |
Помочь учителям русского языка в преподавании, дать им современный учебник | 35,4 | 32,9 |
Облегчить подготовку выпускников к Единому гос. экзамену по русскому языку | 22,0 | 27,8 |
Упростить изучение русского языка мигрантами, прибывающими в Россию | 13,5 | 12,1 |
Другой вариант ответа | 3,2 | 4,0 |
Затрудняюсь ответить | 4,7 | 2,9 |
Вопрос: На Ваш взгляд, какую главную задачу должен решать единый учебник по русскому языку?
Санкт-Петербург | Ленинградская область | |
---|---|---|
Развивать культуру устной и письменной речи, навыки культурного общения | 28,3 | 26,4 |
Формировать навыки грамотного письма, безошибочного написания слов, использования знаков пунктуации | 20,4 | 19,7 |
Расширять словарный запас обучающихся, развивать их способность ясно излагать свои мысли | 19,2 | 15,6 |
Прививать любовь к русскому языку, его истории, русскоговорящим народам | 16,5 | 23,8 |
Все перечисленные варианты в комплексе | 8,5 | 8,1 |
Другой вариант ответа | 4,3 | 4,3 |
Затрудняюсь ответить | 2,8 | 2,1 |
Вопрос: Как Вы думаете, каким должен быть единый учебник по русскому языку для такой многонациональной страны как Россия?
Санкт-Петербург | Ленинградская область | |
---|---|---|
Это должен быть учебник единый для всех регионов страны утвержденный на федеральном уровне | 50,2 | 55,2 |
Это может быть несколько учебников, утвержденных на федеральном уровне, учитывающих особенности отдельных регионов России | 35,8 | 28,8 |
Это должен быть единый для региона (группы регионов) учебник, утверждённый органом управления образованием соответствующего региона (группы регионов) | 9,3 | 12,5 |
Другой вариант ответа | 1,7 | 1,0 |
Затрудняюсь ответить | 3,1 | 2,5 |
Вопрос: В каком формате, на Ваш взгляд, должен существовать современный учебник по русскому языку?
Санкт-Петербург | Ленинградская область | |
---|---|---|
В традиционном бумажном формате (одной книжкой). | 53,3 | 58,0 |
В виде комплекса сборников заданий, примеров, «рабочих тетрадей» | 14,3 | 13,0 |
В виде электронного учебника | 9,4 | 8,3 |
В формате видео (аудио) курса | 2,6 | 3,5 |
Все перечисленные варианты в комплексе | 9,3 | 4,7 |
Другой вариант ответа | 6,3 | 8,2 |
Затрудняюсь ответить | 4,7 | 4,3 |
Вопрос: Какие подходы, приемы могут повысить качество учебника по русскому языку? Варианты ответа зачитывались и были в ротации, респондент мог выбрать любое число вариантов
Санкт-Петербург | Ленинградская область | |
---|---|---|
Обращение к текстам, примерам из классической литературы | 70,7 | 64,0 |
Расширение числа творческих заданий, самостоятельной работы с учебником | 56,0 | 45,5 |
Использование приемов игры | 48,3 | 41,3 |
Использование текстов, примеров из современной жизни | 43,9 | 40,5 |
Внедрение современных технологий развития речи в тексте учебника. | 41,3 | 38,9 |
Яркие иллюстрации, современный дизайн | 37,2 | 38,9 |
Ориентация на живую современную речевую среду | 29,8 | 32,6 |
Другой вариант ответа | 3,1 | 3,9 |
Затрудняюсь ответить | 3,7 | 4,4 |
Вопрос: Что, на Ваш взгляд, все-таки важнее для лучшего освоения учащимися русского языка: хороший учебник или хорошо подготовленный учитель?
Санкт-Петербург | Ленинградская область | |
---|---|---|
Важнее то, какой учебник, а не учитель | 2,9 | 3,5 |
Важнее то, какой учитель, а не учебник | 42,8 | 44,7 |
В равной степени и то, и другое | 52,8 | 49,7 |
Другой вариант ответа | 0,7 | 0,9 |
Затрудняюсь ответить | 0,8 | 1,3 |