Центр социологических и интернет-исследований СПбГУ представляет результаты опроса жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Для улучшения знаний российских школьников в области русского языка, по мнению жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, государству в первую очередь следует повысить качество подготовки учителей в педагогических вузах страны. Это мнение разделяют 75,8% и 67,4% соответственно. За разработку единого учебника по русскому языку, созданного совместными усилиями лучших учителей, выступает более половины петербуржцев (57,7%) и 51,4% опрошенных в Ленинградской области. Другим возможным решением выступает увеличение количества часов, отведенных в школе на преподавание русского языка. Это направление работы считают важным 56,1% респондентов в Петербурге и 48,0% — в Ленинградской области.

Большая часть опрошенных не знает, что в Министерстве образования и науки РФ по инициативе депутатов Госдумы прорабатывается вопрос о создании единого учебника по русскому языку. Лишь 22,7% петербуржцев и 22,8% опрошенных в области слышали про эту инициативу.

Создание такого учебника, по мнению респондентов, вызвано необходимостью введения единых стандартов преподавания русского языка на всей территории России. Такое мнение высказало большинство опрошенных в Петербурге (60,4%) и 49,5% - в Ленинградской области. Среди других целей создания единого учебника отмечались: повышение качества знаний учащихся по русскому языку (48,6% опрошенных в СПб и 42,0% - в ЛО), защита русского языка от «засорения» иностранными терминами (38,3% и 39,8% соответственно), а также предоставления учителям современного учебника для облегчения преподавания (35,4% и 32,9% соответственно).

Главной задачей единого учебника по русскому языку жители Петербурга и Ленинградской области считают развитие культуры устной и письменной речи и навыков культурного общения. Такое мнение высказали 28,3% опрошенных в Санкт-Петербурге и 26,4% респондентов из Ленинградской области.

Учебник русского языка должен быть един для всех регионов страны и утвержден на федеральном уровне. Так считает половина опрошенных (50,2%) петербуржцев и 55,2% жителей области.

Большинство опрошенных придерживается мнения, что современный учебник по русскому языку должен издаваться в традиционном бумажном формате, одной книгой. 53,3% опрошенных в Санкт-Петербурге и 58,0% в Ленинградской области высказали такое мнение. Учебник, распространяемый в электронном виде, интересен менее, чем десятой части опрошенных (9,4% и 8,3% соответственно).

Основными приемами, которые могут повысить качество учебника, жители Петербурга и Ленинградской области назвали обращение к текстам классической литературы в поисках примеров. 70,7% опрошенных в Санкт-Петербурге и 64,0% респондентов из Ленинградской области выбрали этот вариант ответа.

При ответе на вопрос, что важнее для лучшего освоения учащимся русского языка: хороший учебник или хорошо подготовленный учитель, опрошенные сходятся во мнении, что оба важны одинаково. Так считают 52,8% респондентов в Санкт-Петербурге и 49,7% - в Ленинградской области. Немногим меньшее число жителей Петербурга и Ленинградской области (42,8% и 44,7% соответственно) считают, что хороший педагог важнее качественного учебника.

Телефонный опроса жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области был проведен в период с 01 по 20 августа 2014 года. Исследование выполнено Ресурсным центром «Центр социологических и Интернет исследований» Санкт-Петербургского государственного университета на системе «CATI».
Генеральной совокупностью для данного исследования являлось взрослое (18 лет и старше) население Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Метод опроса – личное стандартизированное интервью. Количество опрошенных составило 2400 респондентов, по 1200 в каждом регионе опроса. Выборка квотная. Контролируемые параметры пол, возраст, образование, район проживания.

 

Вопрос: Что должно сделать государство для улучшения знаний российских школьников русского языка?

  Санкт-Петербург Ленинградская область
Повысить качество подготовки учителей в педагогических вузах страны  75,8 67,4
Разработать совместными усилиями лучших учителей единый учебник по русскому языку  57,7 51,4
Увеличить количество часов, отведенных на преподавание в школе русского языка  56,1 48,0
Внедрять современные технологии, авторские методики обручения  31,6 30,9
Другой вариант ответа 8,1 7,3
Ничего не надо делать 0,2 0,9
Затрудняюсь ответить  1,9 0,9

 

 

Вопрос: Знаете ли Вы, что в Министерстве образования и науки РФ по инициативе депутатов Госдумы прорабатывается вопрос о создании единого учебника по русскому языку?

  Санкт-Петербург Ленинградская область
Да, знаю 22,7 22,8
Нет, не знаю  77,0 76,6
Затрудняюсь ответить  0,4 0,6

 

 

Вопрос: Как Вы думаете, почему возникло предложение создать единый учебник по русскому языку, какие цели преследуются созданием такого учебника?
Варианты ответов зачитывались, респондент мог выбрать не более 3-х вариантов

  Санкт-Петербург Ленинградская область
Обеспечить единые стандарты преподавания русского языка на всей территории страны  60,4 49,5
Повысить качество знаний учащихся по русскому языку  48,6 42,0
Защитить русский язык, препятствовать его «засорению» иностранными терминами  38,3 39,8
Помочь учителям русского языка в преподавании, дать им современный учебник  35,4 32,9
Облегчить подготовку выпускников к Единому гос. экзамену по русскому языку 22,0 27,8
Упростить изучение русского языка мигрантами, прибывающими в Россию  13,5 12,1
Другой вариант ответа 3,2 4,0
Затрудняюсь ответить  4,7 2,9

 

 

Вопрос: На Ваш взгляд, какую главную задачу должен решать единый учебник по русскому языку?

  Санкт-Петербург Ленинградская область
Развивать культуру устной и письменной речи, навыки культурного общения  28,3 26,4
Формировать навыки грамотного письма, безошибочного написания слов, использования знаков пунктуации 20,4 19,7
Расширять словарный запас обучающихся, развивать их способность ясно излагать свои мысли  19,2 15,6
Прививать любовь к русскому языку, его истории, русскоговорящим народам  16,5 23,8
Все перечисленные варианты в комплексе  8,5 8,1
Другой вариант ответа 4,3 4,3
Затрудняюсь ответить  2,8 2,1

 

 

Вопрос: Как Вы думаете, каким должен быть единый учебник по русскому языку для такой многонациональной страны как Россия?

  Санкт-Петербург Ленинградская область
Это должен быть учебник единый для всех регионов страны утвержденный на федеральном уровне  50,2 55,2
Это может быть несколько учебников, утвержденных на федеральном уровне, учитывающих особенности отдельных регионов России  35,8 28,8
Это должен быть единый для региона (группы регионов) учебник, утверждённый органом управления образованием соответствующего региона (группы регионов) 9,3 12,5
Другой вариант ответа  1,7 1,0
Затрудняюсь ответить 3,1 2,5

 

 

Вопрос: В каком формате, на Ваш взгляд, должен существовать современный учебник по русскому языку?

  Санкт-Петербург Ленинградская область
В традиционном бумажном формате (одной книжкой). 53,3 58,0
В виде комплекса сборников заданий, примеров, «рабочих тетрадей»  14,3 13,0
В виде электронного учебника  9,4 8,3
В формате видео (аудио) курса  2,6 3,5
Все перечисленные варианты в комплексе 9,3 4,7
Другой вариант ответа 6,3 8,2
Затрудняюсь ответить  4,7 4,3

 

 

Вопрос: Какие подходы, приемы могут повысить качество учебника по русскому языку? Варианты ответа зачитывались и были в ротации, респондент мог выбрать любое число вариантов

  Санкт-Петербург Ленинградская область
Обращение к текстам, примерам из классической литературы  70,7 64,0
Расширение числа творческих заданий, самостоятельной работы с учебником 56,0 45,5
Использование приемов игры  48,3 41,3
Использование текстов, примеров из современной жизни  43,9 40,5
Внедрение современных технологий развития речи в тексте учебника.  41,3 38,9
Яркие иллюстрации, современный дизайн  37,2 38,9
Ориентация на живую современную речевую среду  29,8 32,6
Другой вариант ответа  3,1 3,9
Затрудняюсь ответить 3,7 4,4

 

 

Вопрос: Что, на Ваш взгляд, все-таки важнее для лучшего освоения учащимися русского языка: хороший учебник или хорошо подготовленный учитель?

  Санкт-Петербург Ленинградская область
Важнее то, какой учебник, а не учитель  2,9 3,5
Важнее то, какой учитель, а не учебник  42,8 44,7
В равной степени и то, и другое  52,8 49,7
Другой вариант ответа  0,7 0,9
Затрудняюсь ответить 0,8 1,3