Стартует проект «Анализ влияния процессов международной экономической интеграции Российской Федерации в рамках ВТО и ОЭСР на достижение Россией ведущих позиций в мировой экономике»

Дата публикации:
В рамках темы НИР «Анализ влияния процессов международной экономической интеграции Российской Федерации в рамках ВТО и ОЭСР на достижение Россией ведущих позиций в мировой экономике»  (Шифр «1.3.1») начата работа по подготовке программного обеспечения проекта (договор о выполнении НИР № 18/дб). Заказчиком проекта от имени Российской Федерации выступает федеральное бюджетное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» (НИИ СП), зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за № 1027704010840.
 

Научный коллектив проекта включает преподавателей и сотрудников экономического факультета, юридического факультета и факультета социологии. Победе в конкурсе на выполнение НИР способствовала хорошая обеспеченность СПбГУ современными техническими средствами для реализации научных проектов, сосредоточенными в Центре социологических и Интернет-исследований.
СПбГУ - единственным в Российской Федерации и на «постсоветском пространстве» институциональным партнером ВТО. Как составная часть этого партнерства с 2010 года на экономическом факультете СПбГУ реализуется комплексный проект «Кафедра ВТО». Кафедра ВТО представляет собой особого рода структурное подразделение, объединяющее преподавателей и сотрудников СПбГУ, проводящее научные исследования фундаментального и прикладного характера по проблематике ВТО, участия Российской Федерации в ВТО, в частности, анализ последствий вступления в ВТО на различные аспекты экономики России. Также осуществляется исследование смежных тем, связанных с международной торговлей и мировой экономикой. Руководитель кафедры ВТО проф. С. Ф. Сутырин является одним из участников коллектива заявки. Коллектив исполнителей заказа располагает сетью научных связей с российскими, зарубежными и международными организациями и учреждениями, отдельными специалистами, включая сотрудников различных министерств Российской Федерации, служащих ВТО и ОЭСР, исследователей.
Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию с принятием соответствующих обязательств и находится на пути вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития. Вступление в обе эти международные организации — свидетельства принадлежности страны к странам рыночной экономики, а вступление в ОЭСР является и признанием высокого уровня экономического развития страны.
Оценка последствий вступления в ВТО требует создания адекватной методологии оценки, основанной на серьезных научных разработках. Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой международную организацию для поддержания важнейшего для международной торговли пакета соглашений, нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами. Этот пакет объединяет примерно 50 многосторонних договоров и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и двенадцать прилагаемых к нему многосторонних соглашений по торговле товарами (МСТТ), а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Большое значение имеют также Соглашения по обзору политики в области торговли и два соглашения, подписанных лишь некоторыми странами-членами организации: по самолетам гражданской авиации и государственным закупкам. Очевидно, что для Российской Федерации все эти соглашения крайне важны [источник: http://www.inservice.ru]. Пакет соглашений ВТО регулирует торговлю более чем 80 000 групп товаров, причем для каждой из них последствия могут развиваться по совершенно различным сценариям в зависимости от конкретных микро- и макроэкономических условий.
Вступление в ВТО позволяет Российской Федерации пользоваться большинством преимуществ, существующих в международной торговле, с учетом того, что соглашения ВТО охватывают торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. В них точно и обстоятельно расписаны принципы свободной торговли и допустимых исключений. Соглашения содержат обязательства стран снизить таможенные тарифы и другие торговые ограничения, а также открыть и не закрывать внутренние рынки услуг для своих зарубежных партнеров [источник: http://www.inservice.ru].
Членство в ВТО позволяет отстаивать торговые интересы с помощью специально предусмотренных и отлаженных международных механизмов. В соглашениях ВТО описаны процедуры урегулирования споров. Правительства стран в рамках этих соглашений обязаны сообщать о проводимой ими политике в области внешней торговли, уведомляя ВТО о действующих законах и принятых мерах, а также направлять регулярные отчеты в секретариат ВТО по вопросам торговой политики государств.
В российском обществе, как и во всем мире, существуют полярные оценки роли ВТО и последствий вступления в ВТО отдельных государств. Обычным явлением во многих странах мира стали акции протеста, иногда сопровождающиеся насильственными действиями и даже массовыми беспорядками. Изучение реальной картины ВТО позволит освободиться от многих мифов, существующих по поводу этой организации, настроить различные общественные и политические слои на конструктивное использование преимуществ членства в ВТО и на легитимное и научно обоснованное использование механизмов защиты национальных производителей, национальной торговли в случаях, предусмотренных соглашениями ВТО.
ВТО — относительно молодая организация, торговые правила, поддерживаемые соглашением о ВТО, сложны и еще не слишком хорошо изучены. Поэтому во всем мире разворачиваются интенсивные научные исследования этой организации. Востребованы работы общего характера, подробно объясняющие устройство организации, механизмы ее деятельности, характер торговых соглашений. Осуществляются отдельные попытки рассмотреть конкретные последствия вступления в ВТО для торговли и экономики, внедряются расчетные методы. Безусловно, необходим анализ мировых достижений в изучении ВТО и использование лучшего опыта в России.
Вступление Российской Федерации в ОЭСР будет являться логичным и запрограммированным шагом после вступления в ВТО. Интерес к вступлению носит взаимный характер, ОЭСР в своих экономических обзорах уже много лет учитывает экономические показатели Российской Федерации.
ОЭСР является межправительственной организацией в подлинном смысле этого слова. Для ОЭСР характерны действия путем создания так называемого мягкого права без механизмов принуждения. Полезность организации для правительств заключается в том, что она представляет собой инструмент, настроенный под задачи своих членов. Так, одним из важнейших видов действий ОЭСР является сбор статистических данных и их глубокая интерпретация. Статистические данные собираются в сотрудничестве со странами-членами, и поэтому являются авторитетными для них. Правительства же на основе этих данных могут самостоятельно придти к выводам о том, как строить свою политику. В ОЭСР функционируют постоянные и временные рабочие группы, в которых ведется обсуждение разнообразных вопросов экономики и сотрудничества, нередко в формате круглых столов.
Для укрепления позиций Российской Федерации в международных экономических отношениях необходимо активное участие в международных экономических организациях, таких как ВТО и ОЭСР. Членство России в данных организациях при умелом использовании существующих договоренностей и механизмов может привести к повышению конкурентоспособности национальной экономики. В случае незнания, непонимания имеющихся возможностей возникнут и определенные угрозы.
(Информационную справку подготовил А.Е. Кутейников)

Печать